Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Предложения по актуализации макета ФГОС СПО по профессиям /специальностям ТОП-50

на примере проекта ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

 

Проект ФГОС СПО по профессии

43.01.09 Повар, кондитер

Замечания, предложения

1.2. Настоящий ФГОС СПО разработан на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему ФГОС СПО (далее – профессиональные стандарты).

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех типов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенными оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

 

ФГОС СПО разработан на основе ПС, при этом материально-техническая база ПОО должна учитывать требования международных стандартов.

Требует уточнения понятие «международные стандарты», т.к. оно не является общепринятым.

1.6. Обучение по образовательной программе в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

 

В п.1.10сроки обучения указаны только для очной и очно-заочной формы, хотя в п.1.6 предполагается заочная формаобучения

1.12. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный № 29322) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:

повар, кондитер

 

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный № 29322) - это документ, разработанный на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367) и предназначенный для организации обучения по основным программам профессионального обучения.

 

Поскольку речь идет об обучении по профессии СПО, то логично рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих соотнести с ОК016-94.

2.3. Требования к результатам освоения образовательной программы в части профессиональных компетенций (далее – ПК) формируются образовательной организацией на основе профессиональных стандартов.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать ПК, соответствующими основным характеристикам профессиональной деятельности согласно сочетанию профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с пунктом 1.11 настоящего ФГОС СПО:

2.3.1. Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента.

ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи, в том числе экзотических и редких видов.

2.4. Совокупность всех УК и ПК выпускника, установленных настоящим ФГОС СПО, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность по следующим видам профессиональной деятельности:

приготовление, творческое оформление и подготовка к реализации блюд, кулинарных изделий, закусок, напитков, хлебобулочных, мучных кондитерских изделийразнообразного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.

3.1 Обязательная часть образовательной программы должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает возможность расширения видов деятельности, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

 

Требует уточнения понятие «основные характеристики профессиональной деятельности» и их отличие от понятия «вид профессиональной деятельности».

Кроме того, по тексту в п.3.1 встречается понятие «вид деятельности».

 

Предлагаем вернуться к варианту, когда ПК соотносили с видами деятельности.

 

Следует отметить, что в проектах ФГОС СПО по специальностям ТОП-50 применяется понятие «основной вид деятельности»

 

3.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает возможность расширения видов деятельности, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (далее – ПООП).

3.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) и практик образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом рекомендаций ПООП по соответствующей профессии.

 

Вызывает сомнение правомерность применения понятия «обязательная часть» образовательной программы.

 

Обязательная часть должна обеспечивать   «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации... (ст.3 273-ФЗ).

 

Из проекта ФГОС СПО следует, что  обязательная часть по объему может составлять  не более 80%, т.е. может быть в диапазоне 0-80%. Структура обязательной части также может быть любой, так как примерная основная образовательная программа не является обязательным документом при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО.

 

(п.7. ст.12. 273-ФЗ  Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ)

3.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

……..

государственная итоговая аттестация, которой завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего и служащего, указанной в перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г.№ 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955).

 

Квалификации в Перечне профессий СПО указаны без разрядов (классов, категорий).

В сфере трудовых отношений  РФ   не применяется квалификация, например,  «повар», а «повар 3 разряда и т.д.»

 

Для приведения наименования квалификации в ФГОС СПО по профессиям ТОП-50  с ОК 016-94 возможны 2-а варианта:

1.                  Указать уровень квалификации

2.                  Указать не только наименование профессионального стандарта, но и  ОТФ или ТФ.

 

Ссылка на Перечень профессий СПО с указанием реквизитов приказа с изменениями приведет к тому, что в случае актуализации Перечня профессий СПО необходимо будет вносить изменения во все ФГОС СПО по профессиям.

 

3.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и самостоятельной работы обучающихся.

Количество часов, выделенных на проведение учебных занятий при освоении общепрофессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должно составлять не менее 80 процентов, при очно-заочной форме обучения – не менее 40 процентов.

Количество часов, выделенных на проведение учебных занятий при освоении профессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должно составлять не менее 70 процентов, при очно-заочной форме обучения – не менее 20 процентов.

3.6. В профессиональный цикл образовательной программы входят два вида практик: учебная практика и производственная практика.

Количество часов, выделенных на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

 

В соответствии с п.28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 года N 464)  учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

 

Практика является одним из видов деятельности.

 

Таким образом, п.3.4 ФГОС СПО, в котором записано, что весь объем часов профессионального цикла распределяется на учебные занятия и самостоятельную работу, противоречит п.3.6, в котором записано, что объем практики должен составлять не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

 

3.6. Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточению, чередуясь с освоением учебных предметов, дисциплин (модулей).

3.7 Промежуточная аттестация, проводимая по результатам освоения профессиональных модулей, включает демонстрационный экзамен, состоящий в исполнении практического задания.

 

 

В  п.3.6 не уточнено, что практика реализуется в пределах профессиональных модулей, что противоречит п.3.7.

 

 

 

 

3.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, выполняемой в виде демонстрационного экзамена и письменной экзаменационной работы.

Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения форм государственной итоговой аттестации на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2014 г. № 74 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2014 г., регистрационный № 31524).

Ссылка на действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования неправомерна, т.к. в этом  нормативном документе нет упоминания о демонстрационном экзамене.

Кроме того, следует напомнить, что темы ВКР индивидуальны.

Суть же демонстрационного экзамена –выполнение практических заданий, позволяющих оценить сформированность компетенций в рамках  квалификации.

 

Учитывая, что по профессиям СПО квалификация присваивается на основе результатов промежуточной аттестации по профессиональным модулям (в случае, если вид деятельности соответствует квалификации по ОК 016-94), то государственная итоговая аттестация носит только подтверждающий характер.

 

Предлагаем государственную итоговую аттестацию по профессии СПО проводить в форме демонстрационного экзамена (вместо защиты ВКР)

 

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех типов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенными оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

 

Уточнение понятия:

Вместо  «текущий контроль» следует применять «текущий контроль успеваемости»

 

Демиденко Лидия Дмитриевна, директор Донского учебно-методического центра профессионального образования (г. Ростов-на-Дону)

donmetodist@yandex.ru

8(863)2321012

89281503231